Подведены итоги работы IV Онлайн-съезда молодых работников Совета музеев Приволжского федерального округа «Время молодых»
28-29 марта Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова в четвёртый раз провел Онлайн-съезд молодых работников Совета музеев Приволжского федерального округа «Время молодых».
К видеотрансляции работы Съезда присоединились около 400 зарегистрированных участников из 26 регионов России: Ульяновской, Белгородской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Мурманской, Тульской, Челябинской, Кемеровской, Новосибирской областей, Пермского и Красноярского краёв, республик Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Удмуртия, Марий-Эл, Мордовия, Карелия, Северная Осетия-Алания, а также г. Москва, г. Санкт Петербург, г. Донецк. О своей работе рассказали сотрудники Государственного литературного музея Янки Купалы, г. Минск Республики Беларусь.
В 14-часовой программе видеоконференции 70 молодых музейщиков выступили с докладами в шести тематических секциях: «Сувенир как инструмент продвижения современного музея», «Зачем музеям мастер-классы?», «Как молодой учёный реализует себя в музее?» (к десятилетию науки и технологий в России), «Междисциплинарность в работе музея», «Военно-исторические экспозиции и программы для посетителей в музеях». К Году семьи в Российской Федерации приурочена секция «Семейное посещение музея: трудности и возможности».
По словам Председателя Межрегиональной общественной организации «Совет музеев ПФО», директора Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, заслуженного работника культуры РФ Юлии Володиной, сегодня музеи становятся площадкой для работы молодых ученых и исследователей, платформой для реализации творческой инициативы не только сотрудников музея, но и его посетителей.
«Основными тенденциями в инновационном подходе к деятельности музеев являются интерактивность, креативность специалистов в диалоге с посетителями в музейном пространстве. Современность требует от всех культурных институций идти в ногу со временем. Мы понимаем, что сегодня мало быть старейшим музеем с хорошей коллекцией и архитектурным чудом наших зданий. Успешность любой культурной институции зависит от умения адаптироваться и прислушиваться к пожеланиям посетителей. В то же время важно, что музеи не теряют краеведческой составляющей. На съезде было представлено много замечательных практик, которые свидетельствуют о неиссякаемой энергии, неподдельном интересе, профессионализме и любви к своему делу и малой родине у молодых работников музеев. Значит, у музеев есть будущее», — подчеркнула Юлия Володина.
Модератор секции «Зачем музеям мастер-классы?» съезда «Время молодых», ученый секретарь Чувашского национального музея Татьяна Давыдова также обратила внимание на актуальность повестки форума.
«Такое количество тем показывает, насколько сегодня в музеях актуальна культурно-образовательная деятельность, ее применение и поиск разных форм. Самый главный вывод, который я сделала по итогам секции, что мастер-классы не просто проводятся в разных своих формах, но и по итогам проведения мастер-класса создаются новые музейные продукты. Я считаю, что проведение подобных форумов очень важно не только для молодежи, но и для всего музейного сообщества. Потому что именно на таких мероприятиях приходят новые идеи, что-то можно подсмотреть у коллег и реализовать у себя в музее», — поделилась впечатлениями Татьяна Давыдова.
Эксперт и наставник культурного и некоммерческого сектора, учредитель АНО «Центр «Экология культуры» Наталья Козловская (г. Петрозаводск) провела для участников тренинг «Личный бренд музейного сотрудника. Как рассказать о себе?».
«Тема, на мой взгляд, остросюжетная, особенно в музейном мире. Сильные компании мира стараются поощрять развитие и лидерские качества своих рядовых сотрудников. Чем больше людей-брендов под одной крышей — тем круче! В музейном мире чаще встречается модель музей-бренд, лидер-бренд, музей-бренд+лидер-бренд и почти никогда музей-бренд с множеством ярких лидеров в нём. Надо ли работать над личным брендом музейщикам — решать каждому индивидуально, но в турбулентные времена, сильный личный бренд — это намного сильнее бренда-организации. Исследования говорят, что ещё недавно молодые люди хотели работать в конкретной компании, сейчас они делают выбор работать с конкретным лидером. И если он уходит, то люди готовы идти за ним. Верю, что молодое поколение музейщиков создаст целое движение людей-брендов, что повлияет на развитие сектора культуры очень сильно, пришло ВРЕМЯ МОЛОДЫХ», — написала в своем блоге Наталья Козловская.
Сотрудники Ульяновского областного краеведческого музея также поделились своим опытом. Заведующая сектором музейных программ и проектов Марина Севелова представила проект «Музейный семейный марафон», который проводится музеем с 2008 года. В основу проекта была положена задача вовлечения в активную познавательную и творческую деятельность детей, их родителей, членов их семей к музейной культуре вообще и изучению истории родного края в частности.
Заведующий филиалом «Конспиративная квартира симбирской группы РСДРП» Станислав Игнатов представил выставочный проект «Впереди — Победа», ставший победителем конкурса «Президентского Фонда культурных инициатив». В музее создано постоянно обновляемое выставочное пространство с актуальной и объективной информацией об ульяновцах — участниках Специальной военной операции.
Заведующий отделом природы Станислав Стрюков на примере проекта «Подошли с умом. О науке в музее» поделился опытом, как в экспозиционной работе «уживаются» палеонтологи и археологи. Новая экспозиция «Древний мир» создаётся в Ульяновском областном краеведческом музее в рамках проекта-победителя конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Экспозиция рассказывает о доисторическом периоде в истории Ульяновской области (от юрского периода до каменного века, 200 млн. – 15 тыс. лет до н.э.) и роли ученых-исследователей в появлении этих знаний.