Этап 1
Первые изображения городов и поселений Поволжья
Болгар |
Из альбома французского художника А. Дюрана. Из фондов Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника |
|
Самое первое описание Болгарского городища было сделано в 1627 г. в «Книге Большому чертежу». При царе Федоре Алексеевиче (1661–1682 гг.) было дано указание «описать древние каменные здания и другие развалины, оставшиеся от древнего города». |
Воткинск |
Фото из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского, г. Воткинск |
|
Первое поселение на территории города Воткинска, так называемое «Воткинское городище», датируется III—V веками и относится к мазунинской археологической культуре. Лесную реку удмурты называли Идӟи, русские – Вотка, она и дала название городу.
|
Елабуга |
«Вид башни так называемого Чёртова Городища, находящегося близ города Елабуги» середина XIX века. Из фондов Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника |
|
Елабуга - один из древнейших городов Восточной Европы. Уникальность в том, что его историческая часть сохранилась в неизменном виде с начала XIX в. Это настоящий музей под открытым небом. На основе комплексных археологических исследований, исторических данных президиум Академии наук Республики Татарстан 18 сентября 2003 г. принял решение считать научно обоснованным и доказанным, что Елабуга возникла на рубеже X-XI вв. н.э. и сформировалась как поселение городского типа к 1005-1010 гг. Эти выводы были подтверждены ведущими археологическими центрами России. |
Йошкар-Ола |
А.И. Галицкий «Вид г. Царевококшайска». Гравюра, 1982г. В экспозиции музея «Древний Царевококшайск» |
|
Йошкар-Ола - небольшой старинный город, расположенный на берегу реки Малая Кокшага. |
Казань |
«Первое достоверное изображение города Казани». Гравюра из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль» |
|
Самым первым на сегодняшний день изображением Казани считается широко известная гравюра немецкого путешественника и географа Адама Олеария «Казань в татарской стране» (XVII век.) Адам Олеарий написал книгу по наблюдениям, сделанными им во время путешествия через Россию в Персию, которое он совершил в 1636 году в составе голштинского посольства. В этой книге автор проявил себя как хороший рисовальщик, проиллюстрировав ее множеством рисунков, среди которых есть и изображение Казани. |
Казань |
«Казань татарская» 1696 г. Гравюра из фондов Национального музея Республики Татарстан |
|
Гравюра, хранящаяся в музейном собрании – перегравировка с первого издания. На ней дан развернутый вид Казанской крепости, на переднем плане предположительно Адам Олеарий изобразил сам себя. |
Киров |
«Икона Трифона Вятского». Из фондов Вятского художественного музея |
|
Преподобный Трифон Вятский является основателем первого на Вятке монастыря. Данная икона донесла до нас также первое изображение города Вятки |
Козьмодемьянск |
«Первое изображение Козьмодемьянска». Из фондов Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса |
|
Согласно легенде город получил имя в память о пребывании царя Ивана Грозного в 1582 году, накануне праздника, посвященного святым Козьме и Дамиану. Царь повелел поставить город и назвать его Козьмодемьянском. Впервые его изображение появилось в путевых заметках немецкого путешественника и математика Адама Олеария (1599-1671), в 1636 году путешествовавшего через Россию в Персию в составе Голштинского посольства в качестве секретаря и советника. Нашему городу он посвятил небольшое описание и рисунок, из которых видно, что хозяйственная жизнь местного населения была связана с лесом, а населенный пункт выглядел как укрепленная военная крепость |
Майна, Ульяновская обл. |
Дом железнодорожника Н.Д. Степанова. Из фондов Майнского историко-краеведческого музея |
|
Майна основана в 1898 г. как пристанционный посёлок на вновь сооружённой ветке Симбирск-Инза Московско-Казанской (ныне Куйбышевской) железной дороги. Рядом со стальной магистралью стали строиться дома для железнодорожников. На снимке - дом железнодорожника Н.Д. Степанова, который проработал на железной дороге всю свою жизнь. Вокруг десятка таких домов вырос современный поселок городского типа |
Оренбург |
«Оренбург. Караван-Сарай», 1876 г. Бумага, акварель, карандаш, процарапывание. Рисунок из фондов Оренбургского музея изобразительных искусств |
|
На рисунке изображен архитектурный ансамбль Караван-Сарая (архитектор А.П. Брюллов, 1846 г.). На внешний облик Караван-Сарая оказали влияние архитектурно-художественные образы Волжско-Камской Булгарии, сохранившиеся в руинах древнего города Великий Булгар, разрушенного татаро-монголами в ХIII веке. Архитектурный комплекс Караван-Сарая, изображенный на рисунке состоит из двухэтажного основного корпуса, мечети и минарета. Центр композиции Караван-Сарая занимает восьмиугольная мечеть. Устремленный ввысь минарет является доминантой архитектурного ансамбля так изящно отображенным в рисунке А.И. Николича |
Оса |
«Вид города Осы». Копия гравюры из фондов Осинского краеведческого музея |
|
Город Оса основан в 1591 году на берегу реки Камы, как один из опорных пунктов Русского государства на его восточной окраине и первоначально назывался Ново-Никольской слободой. В 1991 году городу исполнилось 400 лет. В городе множество памятников архитектуры, в том числе уникальный Троицкий собор |
Пенза |
Д. Санталов. «Пенза 1717 г. Чудо иконы Казанской Богоматери». Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого |
|
Первое упоминание о Пензе датируется 3 мая 1663 – царское повеление воеводе Юрию Катранскому «строить город». Строительство шло с конца июля по октябрь 1663 г. Пенза в своей ранней истории пережила немало набегов кочевых племен Заволжья, Каспия и Причерноморья, среди которых особым размахом выделяется набег 1717 г. В описании Пензы 1783 г. уже не упоминается о башнях и крепостных стенах, а потому считается, что к тому времени их уже не было. Точную дату полного разбора крепости назвать сложно, однако в городском плане 1845 г. место, где стояла крепость, фигурирует как Соборная площадь |
Пермь |
«Вид города Перми. Первая половина ХIХ века» Из фондов Пермского краеведческого музея |
|
На полотне неизвестного мастера запечатлена панорама городской набережной - той части, где в широкую Каму впадает речка Егошиха. |
Саранск |
М.Н. Ямбушев «Панорама города Саранска. Гимн родному городу». 1998г. холст, масло. Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи |
|
|
Саранск |
«Вид города Саранска с приезда на восток». Гравюра М.И. Махаева. Мордовский краеведческий музей им. И.Д. Воронина |
|
Гравюра М.И. Махаева и П.А. Артемьева (1770 г.). Основой для гравюры послужил рисунок А.И. Свечина, выполненный в 1765 г. при помощи камеры-обскуры. Гравюра является первым достоверным изображением города Саранска |
Сарапул |
Из фондов Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника |
|
Сарапульская крепость на возвышенном берегу изображена на первом историческом гербе города Сарапула, разработанном придворным герольдмейстером А.А. Волковым и утвержденном 28 мая 1781 года императрицей Екатериной II, после дарования Сарапулу в 1780 году статуса уездного города. |
Саратов |
«Саратов 1840-х гг.». Литография по рисунку И.Ф. Веркмейстера Из фондов «Музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского» |
|
На литографии – панорама города, на которой изображены улицы, домики, церкви, украшающие Саратов. Справа и слева от панорамы - виды города: отдельные здания, среди них старый Троицкий Собор, новый Александро-Невский собор, Гостиный двор, Соляное Управление, здание городской думы на Московской улице и др. Таким был Саратов в детские и юношеские годы Н.Г. Чернышевского |
Сенгилей, Ульяновская обл. |
Одна из ранних фотография г. Сенгилея (до 1904 г.) Из фондов Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А. И. Солуянова |
|
Вид города Сенгилея с р. Волги. На переднем плане часовня, построенная на месте 1-ой церкви и хлебные амбары. Далее в правом углу виден купол Покровского собора, его знаменитая колокольня ещё не построена. |
Сызрань |
Первое изображение г. Сызрань. Из фондов Краеведческого музей городского округа Сызрань |
|
Гравюра М.И. Махаева и П.А. Артемьева (1770 г.). Основой для гравюры послужил рисунок А.И. Свечина, выполненный в 1765 г. при помощи камеры-обскуры. Гравюра является первым достоверным изображением города Сызрани |
Тольятти |
А.К. Вингорский «Деревянная крепость Ставрополя» Тольяттинский краеведческий музей |
|
Ставрополь означает «город Креста» (в 1964 году был переименован в Тольятти). |
Ульяновск |
Панорама Симбирского кремля. Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
|
Первое изображение Симбирска, являющееся фрагментом лубочной картины, датируется началом XVIII в. Подпись под рисунком гласит: «Градъ Синбирскъ славный и похвальный в растоянии от Москвы чрезъ Володимеръ 750 верстъ» |
Ульяновск |
«Первое достоверное изображение города Симбирска». Гравюра из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
|
Основой для гравюры М.И. Махаева и П.А. Артемьева (1770 г.) послужил рисунок А.И. Свечина, выполненный в 1765 г. при помощи камеры-обскуры. Гравюра является первым достоверным изображением города Симбирска, который был основан в 1648 г. по указу царя Алексея Михайловича |
Ульяновск |
«Старый Симбирск» Неизвестный художник XIX века. Дерево, масло
|
|
|
Уфа |
«Уфа. Вид Троицкой церкви». Копия гравюры из дореволюционного журнала «Всемирная иллюстрация. Изображение из фондов Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова |
|
В 1574 году отряд русских стрельцов под командованием воеводы Ивана Григорьевича Нагого на берегу реки Белой недалеко от устья реки Уфы построил небольшой укреплённый пункт. |
Чебоксары |
Никита Сверчков "Город Чебоксары в XVI веке". 1939 - 40 гг. Из фондов Чувашского национального музея |
|
Впервые в письменных источниках Чебоксары упоминаются в 1469 году. |