Этап 4
Народ, одетый в самоцветы
Болгары |
Из фондов Болгарского музея-заповедника |
У каждого народа есть свой символ, наделённый большим значением, у татар – это тюльпан. Цветок является одним из самых популярных элементов татарского орнамента, он встречается в традиционной вышивке, а также в росписи домов и внутреннем убранстве мечетей. Дикорастущий тюльпан – цветок бескрайних среднеазиатских степей, первым просыпается после зимы. Потому татары считали его символом обновления и возрождения. С приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрёл новый сакральный смысл, его стали называть «Цветком Всевышнего», так как в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. С веками к религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям». |
|
Воткинск |
Украшения удмуртских женщин «Браслет» и серьги «Угы» Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске |
Для удмурток наиболее характерны украшения из серебряных монет, подобные татарским и башкирским. Уши украшали серьгами (угы), которые чаще состояли из мелких серебряных монет. В некоторых районах подобные серьги состояли из двух больших монет и стеклянных разноцветных бусин. Интересным образом украшались браслеты, они были неотъемлемой частью комплекта ювелирных украшений. Браслеты изготовлялись из неширокой пластины, с сомкнутыми или разомкнутыми концами. Мастера украшали браслеты густым растительным орнаментом, с вкраплениями сердолика или цветными стёклами. Порой к браслетам крепили серебряные монеты. Встречались браслеты, сделанные из раковин каури и крупных бусин. |
|
Глазов |
Девичий головной убор – «Такъя» Из фондов Глазовского краеведческого музея |
Бесермяне – этническая группа удмуртского народа, проживающая на северо-западе Удмуртской Республики. Головные уборы бесермян четко подразделялись на девичьи и женские. Девичий убор – такъя – небольшая остроконечная шапочка украшалась раковинами каури, бисером, монетами. Девушка носила ее до замужества. Женский головной убор был сложным, и надевала его бесермянка только после рождения первого ребенка, а до этого, после свадьбы, ее волосы и лицо укрывало головное покрывало – сюлык. По головному убору, не спрашивая, можно было узнать социально-возрастной статус женщины. |
|
Димитровград |
Нагрудное украшение к чувашскому национальному костюму Из фондов Димитровградского краеведческого музея |
Нагрудное украшение к чувашскому национальному костюму, расшитое крупным бисером и раковинами "Каури", а также серебряными монетами. |
|
Йошкар-Ола |
Головные уборы женщин – мариек Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева |
Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на этническую принадлежность, возраст и социальное положение носительницы. У женщин – мариек в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только девушки. На нашей выставке представлены женские головные уборы, которые традиционно подразделялись на девичьи и женские – это шурка, шымакш, сорока, шарпан, платок (шовыч). |
|
|
Украшения женщин – мариек Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева |
К обязательным элементам традиционного костюма относятся головные, шейные, нагрудные и поясные украшения. Во всех трёх группах мари сложился свой комплекс украшений с преобладанием монет и бисера. |
|
Казань |
«Городской костюм казанской татарки» Из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль» |
Праздничная одежда зажиточной татарки отличалась богатством покупных тканей (парча, атлас, шелк, бархат) и сложным комплексом ювелирных украшений. В основе костюма было платье, которое украшалось воланами, лентами, рюшами. Поверх платья надевался камзол, на выставке представлен расшитый гобеленной вышивкой камзол, переданный в дар от казанских мастериц жене Александра III Марии Федоровне. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала – тастар, края которого богато украшались вышивкой. |
|
Киров |
«Сорока» женский марийский головной убор Из фондов Кировского областного краеведческого музея |
Очелье «сороки» украшено традиционной марийской вышивкой, бисером, блестками. Хвост сороки сшит из полоски ткани разных цветов: зеленого, красного, синего и обшит кружевом белого цвета. На крыльях сороки вышивка геометрического орнамента, выполненная нитками черного, красного, зеленого цветов. Украшена кисточками из цветных шерстяных ниток. |
|
Нижний Новгород |
«Косынки-головки» Из фондов Государственного музея А.М. Горького |
Косынки-головки выполнены из лиловой тафты с вышивкой золотными нитями на очелье и двух концах. Плотный стилизованный узор вписан в вытянутые овалы. Шести и четырёхлепестковые цветы, удлинённые листья, стилизованные птицы. По двум сторонам треугольных платков пришита бахрома из металлических нитей. |
|
Оренбург |
«Хушпу» - национальный головной убор чувашских женщин Из фондов Оренбургского губернаторского музея |
В старину «хушпу» изготавливали из нескольких слоев грубого стеганого холста, богато расшивали монетами, дополнительным декором были бусы и бисер. Мелодичный звон висящих деталей при движении, или во время исполнения танца складывался в красивую музыку. Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служило оберегом от злых чар и ревности мужа. |
|
|
«Калфак» – национальный головной убор татарских женщин Из фондов Оренбургского губернаторского музея |
На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску. За несколько столетий он претерпел большие изменения. С начала 19 века и до середины его татарки носили большие калфаки, вышитые синелью, шелками, жемчугом, стеклярусом. Потом эта форма стала видоизменяться, делалалась все меньше и меньше и дошла до маленьких бархатных колпачков. Их изготовлению придавали большое значение, они богато украшались. Использовались разные техники декора: золотое и серебряное шитьё, вышивка бисером, серебряные монеты и серебряные бляшки. |
|
|
«Чулпы» - женское накосное украшение Из фондов Оренбургского губернаторского музея |
Женское накосное украшение представителей тюркской этнической группы. Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, а также по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Этому украшению также приписывалось магическое значение. Чулпы украшались полудрагоценными камнями, звенящими подвесками, цепочками и монетами, целью которых было отгонять злых духов. |
|
|
«Сюлгам» - Нагрудное украшение мордовских женщин Из фондов Оренбургского губернаторского музея |
Одно из самых любимых и обязательных украшений праздничного костюма замужних женщин и девочек, к тому же оно выполняло важную функциональную роль - скрепляло разрез ворота рубахи с помощью английской булавки. Сюлгам появился ещё в X веке, но первоначально его форма и исполнение были примитивны, со временем дизайн сильно изменился. Женщины из богатых семей заказывали его, как правило, из серебра, украшали бусинами, монетами, бисером, цепочками. Женщины из бедных семей использовали медные бляшки и стекло. «Сюлгам» является неотъемлемой частью культуры мордовского народа, его самобытной и уникальной особенностью. |
|
Пенза |
«Бусы из стекла» Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея |
В Пензенском краеведческом музее хранятся бусы из русского села Пустынка Пензенского уезда Пензенской губернии. Четыре нитки разной длины с гранеными стеклянными бусинами разного цвета образуют каскад, к противоположным концам украшения прикреплены завязки. В качестве основы для низания использованы толстые красные нити, которые, просвечивая сквозь прозрачные бусины, создают особый декоративный эффект. |
|
|
«Сорока» - головной убор замужней женщины средних лет, с элементами женского костюма Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея |
В коллекции Пензенского краеведческого музея есть два головных убора женщины средних лет из русского села Большая Ижмора. Они носят название «сорока», хотя и не похожи на головные уборы с таким же названием из других областей России. |
|
Самара |
«Кокошник» Из фондов Музея им. П.В. Алабина |
В силу исторического развития в XIX-XX вв. Самарский край вобрал в себя культурные традиции многих народов, населяющих его. Наиболее интересными и разнообразными деталями обладает женский традиционный костюм. Одна из составных частей которого является головной убор, который у каждого народа имеет свою специфику. Общерусским головным убором, бытовавшим в Самарском крае, считается кокошник, который и представлен на нашей выставке. |
|
|
Мордовский головной убор Из фондов Музея им. П.В. Алабина |
Мордва представляет собой две группы – мокша и эрзя, отличающиеся и по своему традиционному костюму, в том числе головным уборам. Женские головные уборы мордвы-эрзи – панго, шлыган, сорока, сорка – были высокими и имели форму полуцилиндра, цилиндра или конуса. Наиболее древним типом головных уборов была высокая конусообразная сорока с высоким очельем (часть, прикрывающая лоб) на твердой основе. Массивная полуцилиндрическая сорока шлыган бытовала в восточных районах. Мокшанские головные уборы – панга, златной – представляли собой трапециевидный чепец. |
|
|
Татарский головной убор Из фондов Музея им. П.В. Алабина |
Женские головные уборы отличались большим разнообразием и у разных субэтнических групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак была распространена у всех групп за исключением крящен, обшитая серебряными монетами шапка (кашпау) – у лямбирских мишарей. Среди мишарей бытовали также полотенцеобразные тастары, у крящен – белые платки, самобытные головные уборы (сурэкэ, тугэрэк яулык), у казанских татар – вышитые тамбуром покрывала эрпэк. |
|
Саранск |
«Сюлгамо» - нагрудное украшение мордовских женщин.
Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи |
Фибула выполняла функцию застежки и являлась центральным нагрудным украшением в общем ансамбле женского наряда. В костюме девушек и молодых женщин пряжку с иглой, основу сюлгамо, было принято скрывать от посторонних глаз под многочисленными ожерельями. В народном представлении это украшение считалось оберегом и наделялось глубоким сакральным смыслом. Функциональное предназначение и смысловая нагрузка украшения оставались неизменными вплоть до начала XX в. Наиболее дорогие и красивые сюлгамы изготавливались к свадьбе. По заказу их выполняли местные сельские мастера, как правило, женщины. |
|
Саранск |
Головные уборы «Перьхтим», «венец» и «златной» Из фондов Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина |
Самобытные головные уборы «Перьхтим» (мордва-эрзя Темниковского у. Тамбовской губ.) и «венец» (эрзя Терюшевской вол. Нижегородского у. Нижегородской губ.) вышли из бытования к нач. XX в, но остались украшением музейных коллекций. Следует обратить внимание на «златной» мордвы-мокши. В зависимости от района бытования, он имел несколько разновидностей, но отличительной особенностью его была полоса золотого шитья, нашитая на лобную часть. В селах Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ) «златной» был в форме тиары: высокий, из черного бархата и шелка, с декором из шелковых лент, подшитый ситцем, с широким очельем «златной-коня». Особый шик придавали ему павлиньи перья и длинное – ниже пояса, – наспинное украшение «пулоцёк» из раковин каури «кумбрят», бубенцов, шелковых нитей и лент. |
|
Саратов |
Фрагмент женского украшения мордовки Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского |
Составные части монисто – из девятнадцати посеребренных металлических пластинок. В женских мордовских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески «шумелки», элементы которых, соприкасаясь друг с другом, позванивали при любом движении. |
|
Сызрань |
«Накосник» (косник) Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань |
Накосник (косник) — предмет девичьего туалета в виде привески, вплетаемой в косу при помощи шнура. Накосник являлся оберегом косы и всей наспинной части. Изготавливался из всего, что попадалось девушке под руку: лоскутки ткани, ленточки, бусинки, нити. Косник обладал магическими свойствами, был призван отвести порчу от девичьих волос, забрать на себя первый взгляд, который несет в себе большое количество энергии, не всегда положительной. Чем ярче украшение, чем больше бусин и блесток и ярких лент, тем легче цепляется глаз за косник, в том числе и дурной. Косник не только оберег, привлекающий на себя внимание, но эстетично и красиво, по тем временам, украшающий образ девушки аксессуар. |
|
Тольятти |
Головной убор «Хушпу» (конец XVIII – начало XIX вв., Россия Самарская губерния) Из фондов Тольяттинского краеведческого музея |
Головной убор «Хушпу» относится к национальному костюму низовой замужней чувашки. Этот головной убор отличал женщину от девушки, он обязательно имел хвост - «хуре», украшенный по той же технике, что и сам головной убор. Убор украшен 787 монетами. |
|
Тольятти |
«Татарский платок» Из фондов Музейного комплекса «Наследие» города Тольятти |
Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. |
|
Ульяновск |
Мордовский женский головной убор «Панго» конца XIX - начала XX вв Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
Панго – это головной убор замужней женщины, полностью закрывавший волосы. Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали, похожий на рог, головной убор панго (дословно с эрзянского – гриб). |
|
|
«Калфак» – древний татарский женский головной убор Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
Калфак получил широкое распространение практически у всех групп татар и стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором. |
|
|
«Кичка» - русский женский головной убор Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова |
Кичка(кика) – часть головного убора замужних женщин, состоявшего из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно: собственно кички, сороки, позатыльника, налобника и платка. Носили кичку замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали по большим праздникам. Впервые кичка упоминается в документе 1328 года. Этот головной убор назывался ещё «короной замужества». |
|
Уфа |
Традиционный башкирский мужской головной убор «Тюбетейка» Из фондов Национального музея Республики Башкортостан |
Плотно облегающая голову небольшая шапочка на подкладке получила название тюбетейка или такыя. У башкир преобладал покрой тюбетеек с круглым, слегка выпуклым верхом из четырёх клиньев и не высоким, 6 – 7см, расширенным книзу околышем. Верх вместе с подкладкой густо простёгивали. |
|
|
Традиционный башкирский мужской головной убор «Колаксын» Из фондов Национального музея Республики Башкортостан |
Башкирский мужской меховой малахай в виде островерхой шапки с небольшим козырьком впереди, длинными ушами, прикрывающими боковые части лица, подвязывающимися под подбородком и задней части, закрывающей затылок и шею. Шился колаксын из шкурок лисицы, куницы, бобра, барана и покрывался материей. |
|
|
Традиционное башкирское женское украшение «Селтэр» Из фондов Национального музея Республики Башкортостан |
Башкирское женское нагрудное украшение, имеющее прямоугольную, немного расширенную к низу форму и состоящее из двух частей: верхней матерчатой, сплошь зашитой кораллами, и нижней – коралловой сеткой, свободно лежащей на подстилающей её материи. |
|
|
Традиционное башкирское женское украшение «Муйынса» Из фондов Национального музея Республики Башкортостан |
Башкирское женское украшение в виде нагрудника. Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно монетами. Нижний ряд состоял из рублевиков, штампованных блях, выше помещались мелкие монеты. |
|
|
Застёжка для воротника «Яка чылбыры» Из фондов Национального музея Республики Башкортостан |
Украшение, входившее в состав башкирского и татарского женского праздничного костюма. Украшение представляет собой «воротник» с нагрудными подвесками-медальонами со вставками из камней и стекла на колечках, перемежающимися с листовидными пластинками. |
|
Чебоксары |
Детские, девичьи, женские головные уборы и украшения чуваш Из фондов Чувашского национального музея |
Представленыt украшения из серебра и бисера, созданные народными мастерами XIX –XXI вв, находятся в музее чувашской вышивки. |
|
Яльчикск |
Женские и девичьи головные уборы низовых чуваш Из фондов Яльчикского историко-краеведческого народного музея |
Одним из самых распространённых головных уборов замужних женщин в Яльчикском районе были хушпу и ум ḉакки, разнообразные по конструкции и украшению материалами. Девичьи головные уборы - «тухья» и «масмак». |