Главная страница » Этапы виртуальной выставки » Этап 4
31.07.2019
Все этапы виртуальной выставки

Этап 4

Народ, одетый в самоцветы

Болгары

Из фондов Болгарского музея-заповедника

У каждого народа есть свой символ, наделённый большим значением, у татар – это тюльпан. Цветок является одним из самых популярных элементов татарского орнамента, он встречается в традиционной вышивке, а также в росписи домов и внутреннем убранстве мечетей. Дикорастущий тюльпан – цветок бескрайних среднеазиатских степей, первым просыпается после зимы. Потому татары считали его символом обновления и возрождения. С приходом ислама в Татарстане растительный мотив приобрёл новый сакральный смысл, его стали называть «Цветком Всевышнего», так как в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. С веками к религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям».

Воткинск

Украшения удмуртских женщин «Браслет» и серьги «Угы»

 Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске

Для удмурток наиболее характерны украшения из серебряных монет, подобные татарским и башкирским.

Уши украшали серьгами (угы), которые чаще состояли из мелких серебряных монет. В некоторых районах подобные серьги состояли из двух больших монет и стеклянных разноцветных бусин.

Интересным образом украшались браслеты, они были неотъемлемой частью комплекта ювелирных украшений. Браслеты изготовлялись из неширокой пластины, с сомкнутыми или разомкнутыми концами.

Мастера украшали браслеты густым растительным орнаментом, с вкраплениями сердолика или цветными стёклами. Порой к браслетам крепили серебряные монеты. Встречались браслеты, сделанные из раковин каури и крупных бусин.

Глазов

Девичий головной убор – «Такъя»

 Из фондов Глазовского краеведческого музея    

Бесермяне – этническая группа удмуртского народа, проживающая на северо-западе Удмуртской Республики. Головные уборы бесермян четко подразделялись на девичьи и женские. Девичий убор – такъя – небольшая остроконечная шапочка украшалась раковинами каури, бисером, монетами. Девушка носила ее до замужества. Женский головной убор был сложным, и надевала его бесермянка только после рождения первого ребенка, а до этого, после свадьбы, ее волосы и лицо укрывало головное покрывало – сюлык. По головному убору, не спрашивая, можно было узнать социально-возрастной статус женщины.

Димитровград

Нагрудное украшение к чувашскому национальному костюму

 Из фондов Димитровградского краеведческого  музея 

Нагрудное украшение к чувашскому национальному костюму, расшитое крупным бисером и раковинами "Каури", а также серебряными монетами.

Йошкар-Ола

Головные уборы женщин – мариек

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева 

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на этническую принадлежность, возраст и социальное положение носительницы. У женщин – мариек в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только девушки.

На нашей выставке представлены женские головные уборы, которые традиционно подразделялись на девичьи и женские – это шурка, шымакш, сорока, шарпан, платок (шовыч).

 

Украшения  женщин – мариек

Из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

К обязательным элементам традиционного костюма относятся головные, шейные, нагрудные и поясные украшения. Во всех трёх группах мари сложился свой комплекс украшений с преобладанием монет и бисера.

Казань

«Городской костюм казанской татарки» 

Из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль» 

Праздничная одежда зажиточной татарки отличалась богатством покупных тканей (парча, атлас, шелк, бархат) и сложным комплексом ювелирных украшений. В основе костюма было платье, которое украшалось воланами, лентами, рюшами. Поверх платья надевался камзол, на выставке представлен расшитый гобеленной вышивкой камзол, переданный в дар от казанских мастериц жене Александра III Марии Федоровне. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала – тастар, края которого богато украшались вышивкой.

Киров

«Сорока» женский марийский головной убор

 Из фондов Кировского областного краеведческого музея 

Очелье «сороки» украшено традиционной марийской вышивкой, бисером, блестками. Хвост сороки сшит из полоски ткани разных цветов: зеленого, красного, синего и обшит кружевом белого цвета. На крыльях сороки вышивка геометрического орнамента, выполненная нитками черного, красного, зеленого цветов. Украшена кисточками из цветных шерстяных ниток.

Нижний Новгород

«Косынки-головки»

Из фондов  Государственного музея А.М. Горького    

Косынки-головки выполнены из лиловой тафты с вышивкой золотными нитями на очелье и двух концах. Плотный стилизованный узор вписан в вытянутые овалы. Шести и четырёхлепестковые цветы, удлинённые листья, стилизованные птицы. По двум сторонам треугольных платков пришита бахрома из металлических нитей. 
Одна из головок, хранящихся в фондах Государственного музея А.М. Горького, принадлежала Матрёне Ивановне Сергеевой - сестре Акулины Ивановны Кашириной, бабушки М. Горького.

Оренбург

«Хушпу» - национальный головной убор чувашских женщин

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

В старину «хушпу» изготавливали из нескольких слоев грубого стеганого холста, богато расшивали монетами, дополнительным декором были бусы и бисер. Мелодичный звон висящих деталей при движении, или во время исполнения танца складывался в красивую музыку. Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служило оберегом от злых чар и ревности мужа.

 

«Калфак» – национальный головной убор татарских женщин

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску. За несколько столетий он претерпел большие изменения. С начала 19 века и до середины его татарки носили большие калфаки, вышитые синелью, шелками, жемчугом, стеклярусом. Потом эта форма стала видоизменяться, делалалась все меньше и меньше и дошла до маленьких бархатных колпачков. Их изготовлению придавали большое значение, они богато украшались. Использовались разные техники декора: золотое и серебряное шитьё, вышивка бисером, серебряные монеты и серебряные бляшки.

 

«Чулпы» - женское накосное украшение

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

Женское накосное украшение представителей тюркской этнической группы. Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, а также по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Этому украшению также приписывалось магическое значение. Чулпы украшались полудрагоценными камнями, звенящими подвесками, цепочками и монетами, целью которых было отгонять злых духов.

 

«Сюлгам» - Нагрудное украшение мордовских женщин 

Из фондов Оренбургского губернаторского музея

Одно из самых любимых и обязательных украшений праздничного костюма замужних женщин и девочек, к тому же оно выполняло важную функциональную роль - скрепляло разрез ворота рубахи с помощью английской булавки.

Сюлгам появился ещё в X веке, но первоначально его форма и исполнение были примитивны, со временем дизайн сильно изменился. Женщины из богатых семей заказывали его, как правило, из серебра, украшали бусинами, монетами, бисером, цепочками. Женщины из бедных семей использовали медные бляшки и стекло. «Сюлгам» является неотъемлемой частью культуры мордовского народа, его самобытной и уникальной особенностью.

Пенза

«Бусы из стекла»

Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея 

В Пензенском краеведческом музее хранятся бусы из русского села Пустынка Пензенского уезда Пензенской губернии. Четыре нитки разной длины с гранеными стеклянными бусинами разного цвета образуют каскад, к противоположным концам украшения прикреплены завязки. В качестве основы для низания использованы толстые красные нити, которые, просвечивая сквозь прозрачные бусины, создают особый декоративный эффект.
Повсеместно у русских были популярны бусы из стекла: прозрачного и непрозрачного, дутого. Цветовая гамма бус была разнообразна. Еще арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая свою поездку на Волгу в 10 веке, упоминал о пристрастии женщин русов к привозимым из Европы бусам зеленого цвета. Действительно, бусы разных оттенков зеленого цвета были довольно распространены в Центральной и Южной России и в 19 столетии. Любимы также были и бусы красного, желтого, голубого, черного, белого цветов и прозрачные. 

 

«Сорока» - головной убор замужней женщины средних лет, с элементами женского костюма

Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

В коллекции Пензенского краеведческого музея есть два головных убора женщины средних лет из русского села Большая Ижмора. Они носят название «сорока», хотя и не похожи на головные уборы с таким же названием из других областей России.

Самара

«Кокошник»

 Из фондов Музея  им. П.В. Алабина     

В силу исторического развития в XIX-XX вв. Самарский край вобрал в себя культурные традиции многих народов, населяющих его. Наиболее интересными и разнообразными деталями обладает женский традиционный костюм. Одна из составных частей которого является  головной убор, который у каждого народа имеет свою специфику.

Общерусским головным убором, бытовавшим в Самарском крае, считается кокошник, который и представлен на нашей выставке.

 

Мордовский головной убор

Из фондов Музея  им. П.В. Алабина 

Мордва представляет собой две группы – мокша и эрзя, отличающиеся и по своему традиционному костюму, в том числе головным уборам. Женские головные уборы мордвы-эрзи – панго, шлыган, сорока, сорка – были высокими и имели форму полуцилиндра, цилиндра или конуса. Наиболее древним типом головных уборов была высокая конусообразная сорока с высоким очельем (часть, прикрывающая лоб) на твердой основе. Массивная полуцилиндрическая сорока шлыган бытовала в восточных районах. Мокшанские головные уборы – панга, златной – представляли собой трапециевидный чепец.

 

Татарский головной убор

 Из фондов Музея  им. П.В. Алабина

Женские головные уборы отличались большим разнообразием и у разных субэтнических групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак была распространена у всех групп за исключением крящен, обшитая серебряными монетами шапка (кашпау) – у лямбирских мишарей. Среди мишарей бытовали также полотенцеобразные тастары, у крящен – белые платки, самобытные головные уборы (сурэкэ, тугэрэк яулык), у казанских татар – вышитые тамбуром покрывала эрпэк.

Саранск

«Сюлгамо» - нагрудное украшение мордовских женщин.

Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Фибула выполняла функцию застежки и являлась центральным нагрудным украшением в общем ансамбле женского наряда. В костюме девушек и молодых женщин пряжку с иглой, основу сюлгамо, было принято скрывать от посторонних глаз под многочисленными ожерельями. В народном представлении это украшение считалось оберегом и наделялось глубоким сакральным смыслом. Функциональное предназначение и смысловая нагрузка украшения оставались неизменными вплоть до начала XX в. Наиболее дорогие и красивые сюлгамы изготавливались к свадьбе. По заказу их выполняли местные сельские мастера, как правило, женщины.

Саранск

Головные уборы   «Перьхтим», «венец» и «златной»

 Из фондов Мордовского краеведческого  музея им. И.Д. Воронина

Самобытные головные уборы «Перьхтим» (мордва-эрзя Темниковского у. Тамбовской губ.) и «венец» (эрзя Терюшевской вол. Нижегородского у. Нижегородской губ.) вышли из бытования к нач. XX в, но остались украшением музейных коллекций.

Следует обратить внимание на «златной» мордвы-мокши. В зависимости от района бытования, он имел несколько разновидностей, но отличительной особенностью его была полоса золотого шитья, нашитая на лобную часть. В селах Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ) «златной» был в форме тиары: высокий, из черного бархата и шелка, с декором из шелковых лент, подшитый ситцем, с широким очельем «златной-коня». Особый шик придавали ему павлиньи перья и длинное – ниже пояса, – наспинное украшение «пулоцёк» из раковин каури «кумбрят», бубенцов, шелковых нитей и лент.

Саратов

Фрагмент женского украшения мордовки

 Из фондов Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского 

Составные части монисто – из девятнадцати посеребренных металлических пластинок. В женских мордовских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески «шумелки», элементы которых, соприкасаясь друг с другом, позванивали при любом движении.

Сызрань

«Накосник» (косник)

 Из фондов Краеведческого музя г.о. Сызрань

Накосник (косник) — предмет девичьего туалета в виде привески, вплетаемой в косу при помощи шнура. Накосник являлся оберегом косы и всей наспинной части. Изготавливался из всего, что попадалось девушке под руку: лоскутки ткани, ленточки, бусинки, нити. Косник обладал магическими свойствами, был призван отвести порчу от девичьих волос, забрать на себя первый взгляд, который несет в себе большое количество энергии, не всегда положительной. Чем ярче украшение, чем больше бусин и блесток и ярких лент, тем легче цепляется глаз за косник, в том числе и дурной. Косник не только оберег, привлекающий на себя внимание, но эстетично и красиво, по тем временам, украшающий образ девушки аксессуар.

Тольятти

Головной убор «Хушпу» (конец XVIII – начало XIX вв., Россия Самарская губерния)

Из фондов Тольяттинского краеведческого музея

Головной убор «Хушпу» относится к национальному костюму низовой замужней чувашки. Этот головной убор отличал женщину от девушки, он обязательно имел хвост - «хуре», украшенный по той же технике, что и сам головной убор. Убор украшен 787 монетами.  

Тольятти

«Татарский платок»

 Из фондов Музейного комплекса «Наследие» города Тольятти

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. 

Ульяновск

Мордовский женский головной убор «Панго» конца XIX - начала XX вв

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Панго – это головной убор замужней женщины, полностью закрывавший волосы. Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали, похожий на рог, головной убор панго (дословно с эрзянского – гриб). 

 

«Калфак» – древний татарский женский головной убор

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Калфак получил широкое распространение практически у всех групп татар и стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором. 

 

«Кичка» - русский женский головной убор

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова

Кичка(кика) – часть головного убора замужних женщин, состоявшего из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно: собственно кички, сороки, позатыльника, налобника и платка. Носили кичку замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали по большим праздникам. Впервые кичка упоминается в документе 1328 года. Этот головной убор назывался ещё «короной замужества». 
Кичка – это не весь головной убор, а его нижняя деталь. Поскольку она надевалась непосредственно на волосы и собою прикрывала их, ее второе название – волосник. Жесткую форму ему удавалось придать при помощи вставок из бересты. 

Уфа

Традиционный башкирский мужской головной убор «Тюбетейка»

Из фондов Национального музея Республики Башкортостан

Плотно облегающая голову небольшая шапочка на подкладке получила название тюбетейка или такыя. У башкир преобладал покрой тюбетеек с круглым, слегка выпуклым верхом из четырёх клиньев и не высоким, 6 – 7см, расширенным книзу околышем. Верх вместе с подкладкой густо простёгивали.

 

Традиционный башкирский мужской головной убор «Колаксын»

Из фондов Национального музея Республики Башкортостан

Башкирский мужской меховой малахай в виде островерхой шапки с небольшим козырьком впереди, длинными ушами, прикрывающими боковые части лица, подвязывающимися под подбородком и задней части, закрывающей затылок и шею. Шился колаксын из шкурок лисицы, куницы, бобра, барана и покрывался материей.

 

Традиционное башкирское женское украшение «Селтэр»

Из фондов Национального музея Республики Башкортостан

Башкирское женское нагрудное украшение, имеющее прямоугольную, немного расширенную к низу форму и состоящее из двух частей: верхней матерчатой, сплошь зашитой кораллами, и нижней – коралловой сеткой, свободно лежащей на подстилающей её материи. 

 

Традиционное башкирское женское украшение «Муйынса»

Из фондов Национального музея Республики Башкортостан

Башкирское женское украшение в виде нагрудника. Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно монетами. Нижний ряд состоял из рублевиков, штампованных блях, выше помещались мелкие монеты.

 

Застёжка для воротника «Яка чылбыры»

Из фондов Национального музея Республики Башкортостан

Украшение, входившее в состав башкирского и татарского женского праздничного костюма. Украшение представляет собой «воротник» с нагрудными подвесками-медальонами со вставками из камней и стекла на колечках, перемежающимися  с листовидными пластинками.

Чебоксары

Детские, девичьи, женские головные уборы и украшения чуваш

 Из фондов Чувашского национального музея 

Представленыt украшения из серебра и бисера, созданные народными мастерами XIX –XXI вв, находятся  в музее чувашской вышивки. 
Украшения из серебра и бисера делятся по этнографическим территориальным группам (верховые, низовые, средне-низовые), а также на детские, девичьи, женские. Различаются по месту расположения: головные (хушпу, тухья), ушные (алка, халха саки, сарка), шейные (сюха, мая), нагрудные (ама, шулькеме), наспинные, чересплечные (теветь), поясные (хуре). 

Яльчикск

Женские и девичьи головные уборы низовых чуваш 

Из фондов Яльчикского историко-краеведческого народного музея 

Одним из самых распространённых головных уборов замужних женщин в Яльчикском районе были хушпу и ум ḉакки, разнообразные по конструкции и украшению материалами.

Девичьи головные уборы - «тухья» и «масмак». 
Тухья – это девичий головной убор в виде шлемообразной шапочки, богато украшенной монетами и бисером, масмак изготовлен в виде повязки, вышитый чувашской вышивкой, монетами и бисером. 
В традиционном национальном костюме чуваш головные уборы и украшения по праву занимают особое место. Они являются памятниками народного искусства, имеют многовековую историю, содержат в себе богатые художественные традиции. Некоторые предметы экспонируются впервые.

^