Главная страница » Этапы виртуальной выставки » Этап 2
27.02.2019
Все этапы виртуальной выставки

Этап 2

Этнопалитра Поволжья: народный костюм

Акшуат. Ульяновская область

Мордовское свадебное платье XX века.

Из фондов Акшуатского краеведческого музеяим.В.Н.Поливанова

 

Болгар

Костюмы начала XX века и их современные реконструкции.

Из фондов Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника 

 

Вы можете видеть русские, чувашские, татарские костюмы начала XX века и их современные реконструкции.

Воткинск

Удмуртский костюм.

Из фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске

Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживала женщина: в северной или в южной. Женский национальный костюм северной удмурткисостоял из туникообразнойрубашки (дэрем), съёмного нагрудника с вышивкой (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет).Национальная одежда южной удмуртки изготавливалась из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы.Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивалась яркая широкая оборка. Грудь украшалась снимаемым нагрудником с серебряными монетами.

Глазов

Северно-удмуртский костюм конца XIX – начала XX века.

Из фондов Глазовского краеведческого музея

Северно-удмуртский женский костюм начала XX в. состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами (пестро саес), украшенными геометрическим орнаментом в технике узорного (браного) ткачества. Треугольный или овальный вырез на груди закрывался съемным апплицированным нагрудником с преобладанием красного цвета (муресазь). Поверх рубахи надевали белый холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались передником (айшет, азькышет) без грудки. Головным убором служил треугольный платок (куиньсэрго, кышет), окаймленный красным ситцем. На ногах носили льняные онучи и чулки с липовыми лаптями.

Мужской костюм северных удмуртов включает рубаху мелкоклетчатойпестряди (крупная клетка считалась женским узором). В праздничном варианте рубаха была сшита из белого льна и отделана по горловине, грудному разрезу, краям рукавов и подолу красно-бело-черным вытканным геометрическим орнаментом. Пояс в костюме был обязателен.

Елабуга

Костюм женщины-кряшенки

Из фондов Музея истории города Елабуги

Платье в клетку имеет туникообразный покрой, рукава прямые с ластовицей; шейный вырез оформлен стойкой. Красный цвет преобладает в одежде и считается цветом обновления, света, огня, солнца, оберегом от сглаза.

Неотъемлемую часть женского костюма составляет передник, который надевали поверх платья. В комплекте представлено нагрудное украшение яка чылбыры, шейное украшение тамакса, нагрудная перевязь.

Головной убор включает в себя чепец, наушники, платки или шаль с бахромой. Перед тем как одеть оригинальный колпак, поверх волосника завязывали наушник с монетами. Часть головного убора, которая называлась койрык (хвост) покрывала голову и свисала до середины спины.

«Хвост» чаще всего украшали разноцветными лентами или собирали из пестрых лоскутков, а нагрудники украшали монетами, так как считалось, что звон серебра отпугивает все нечистое, а яркие ленты служат защитой от «дурного глаза».

Елабуга

Женский костюм южного района Удмуртии

Из фондов Музея истории города Елабуги

Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье в клеточку, с зауженным рукавом. Считалось, что от количества клеточек в костюме удмуртки, зависит сколько детей будет в семье, чем больше – тем лучше. На груди красуется кыкрак – нагрудник в форме полумесяца. Поверх одевался айшет – фартук с закрытой грудью. Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Одежду и головные уборы украшали бусинами, бисером, лентами и монетками, вышивкой с фрагментами оберега и национального узора.

В одежде гармонично сочетаются белые, красные, зеленые, желтые и коричневые цвета.

Традиционной обувью у женщин считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки.

Ижевск

Свадебный костюм невесты. Нагрудник. Северные удмурты. Нижнечепецкий костюмный комплекс (косинский вариант). Конец XIX – начало ХХ вв.

 Из фондов Национального музея Удмуртии имени Кузебая Герда

Важным элементом свадебного костюма северных удмуртов был нагрудник с восьмилучевыми розетками. Он имеет прямоугольную форму, сделан из белой домотканины, стороны обшиты кумачом. Нагрудник вышит шёлковыми нитями, с преобладанием красного цвета. В центре нагрудника – восьмилучевая розетка (лунный знак – «толэзё»). Считалось, что луна покровительствует женщине.

Ижевск

Удмуртский национальный костюм конца XIX – начала ХХ вв.

Из фондов Национального музея УР имени Кузебая Герда

Удмуртский национальный костюм конца XIX – начала ХХ вв. имел несколько видов: северный, южный, бесермянский. Костюмы отличаются по цветовой гамме и элементам. Кроме того, одежда строго распределялась по половозрастным категориям.

Исследователи полагают, что наиболее ярко этнические особенности отражал северо-удмуртский костюм. В одежде преобладал белый цвет, она была украшена богатой вышивкой, в которой выразилось высокое колористическое и орнаментальное искусство.

Девочки-удмуртки носили на голове круглую шапочку – котырестакъя.

Йошкар-Ола

Марийский женский праздничный костюм
Луговые мари
Мари-Турекский, Сернурский, Новоторъяльский р-ны
Нач. XX – сер. XX в.

Из фондов Музея истории города Йошкар-Олы и школьного музея МБОУ СОШ № 21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы.

Марийский костюм привлекает своей богатой и нарядной вышивкой, выполненной яркими оттенками красного цвета.

Йошкар-Ола

Костюмные комплексы луговых, восточных и горных мари ХХ в.

Из фондов Национального музея Марий Эл им. Т. Евсеева

Женские костюмные комплексы луговых, восточных и горных мари отличаются большим разнообразием. Основу одежды составляет рубаха (тувыр, тыгыр) туникообразного покроя. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди.Вышивка на рубахах имела специфические особенности, различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером определялась давними традициями.Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Особенную эволюцию претерпела рубаха восточных мари, превратившись из белой холщевой в пестрядинную. Вышивка на ней заменилась тканым узором, оборками, лентами. Немаловажную роль в народном костюме играл передник (ончылшовыч). Бытовало два подтипа передников: ранний (традиционный) – без грудки, поздний – с грудкой. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса мариек с конца XIX века. У восточных мариек передник украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.

Казань

Татарские национальные костюмы

Из этнографического фонда Национального музея Республики Татарстан

В составе этнографического фонда музея наиболее полно представлена татарская коллекция, которая включает образцы национального костюма. Большая часть коллекции датируется XIX-XX вв., но встречаются и предметы XVII – XVIII вв.

Татарский костюм включает в себя изготовление декоративных тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. На протяжении веков все элементы костюма выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Казань

Татарский и русский костюмы.

Из фондов Музея-заповедника "Казанский Кремль"

Костюмный ансамбль Поволжья представляют два женских праздничных убранства: русский костюм из Нижегородской губернии и городской костюм казанской татарки.

Праздничная одежда зажиточной татарки отличалась богатством покупных тканей. В основе костюма было платье, которое украшалось воланами, лентами, рюшами. Поверх платья надевался камзол. На выставке представлен расшитый гобеленной вышивкой камзол, переданный в дар от казанских мастериц жене Александра III Марии Федоровне. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Замужние женщины поверх него надевали платки или покрывала – тастар, края которого богато украшались вышивкой.

Праздничная женская одежда Нижегородской губернии отличалась богатством золотной вышивки, изготавливавшейся в женских монастырях Арзамасского уезда. Общим предметом одежды была рубаха из домотканого холста. Её длина доходила до пят или голени, рукава украшали кружевом, вышивкой или галуном. Поверх рубахи одевался сарафан, в старообрядческих селениях типовым был косоклинный крой, сшитый из парчи черного или синего цвета.

Поверх сарафана одевалась нагрудная бархатная одежда без рукавов на лямках – душегрея. В Новгородской губернии такую деталь женского костюма называли епаничкой.

Киров

Мать. 1992.

Холст на ДВП, масло.

Худ. Муржин Анатолий Андреевич. Род. 1939 

Из фондов Вятского художественного музея

На фоне дощатой стены поколенный портрет сидящей в фас пожилой женщины. В руках, сложенных на коленях - конверт. Одета в национальный марийский костюм: сверху светлая распашная одежда с рукавами, под ней подпоясанная красно-коричневая. На груди украшение. На голову накинут незавязанный светлый платок. Лицо охристое, морщинистое, взгляд направлен вперед, губы плотно сомкнуты.

Козьмодемьянск

Женские костюмы трёх этнических групп мари.

Из собрания Муниципального учреждения «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые и восточные.

Одежда у народа мари белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту помыслов данного народа.

Одежда горных и луговых мари, надо отметить, что наиболее устойчиво сохраниланациональные особенности и своеобразие женская одежда. Её основу составляла холщовая рубаха. Одевалась она непосредственно на тело, была одновременно и нательной, и верхней одеждой. Рубаха была длинной, доходила почти до щиколоток, но ее с помощью пояса подбирали вверх. Поверх рубахи надевали холщовый передник с нагрудкой, украшенный вышивкой и кружевами.

Женская рубаха группы восточных мари, имела свою особенную эволюцию. Выделяется два этапа развития этого элемента одежды, которая из белой холщовой превратилась в пестрядинную. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тканым узором, оборками, лентами.

В качестве верхней одежды марийки употребляли белые холщевые распашные кафтаны («шовыр, шавыр»).

Верхняя осенняя одежда шилась из самодельного сукна, на холщевой подкладке с отрезной верхней частью со сборками сзади. Поверх «шовыра» надевали овчинную шубу со сборками сзади.

Майна. Ульяновская область

Национальные костюмы.

Из фондов Майнского историко-краеведческого музея

Реконструкции национальных  костюмов народов Симбирской губернии.

Оренбург

Праздничная одежда оренбургской казачки (сарафан, рубаха). XIX в. 
Шёлк, позумент, металлические ажурные пуговицы, хлопчатобумажная ткань


Из фондов Оренбургского губернаторского музея

Сарафан сшит из узорного шёлка с растительным орнаментом и спереди, от шеи до подола, украшен двойным рядом позумента. Для лучшей сохранности дорогой ткани имеет подкладку из более дешёвой ткани. Между рядами позумента нашиты ажурные металлические пуговицы.

На линии талии сарафан подпоясан пояском из позументной ленты со свисающими распущенными концами. 
Под сарафаном - рубаха-рукава, которая состоит из стана – невидимой части, сшитой из дешёвой ткани, и самих рукавов. Широкие рукава являются самой нарядной частью рубахи, ведь обычно их шили из красивых и дорогих тканей и украшали полосой позумента поперёк плеча. Рукава кроили с дополнительными клиньями, а у запястья собирали на манжет.
Подобные сарафаны бытовали на территории Оренбургского края до нач. ХХ в.
Данный сарафан поступил в фонды Оренбургского губернаторского музея в конце ХХ в. в ходе этнографической экспедиции по сёлам Оренбургской области.

Оренбург

Худ. Нечитайло Василий Кириллович (27.12.1914 [09.01.1915]–1980)

Чувашская колхозница. 1969 г. Холст, масло. 140х65

 Из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств 

Женщина изображена в чувашском национальном костюме. В ансамбле традиционного женского костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, кораллов, раковин, серебряных монет. Особенно богато и разнообразно украшались женские головные уборы хушпу и нагрудные подвески ама. 

Пенза

Детали чувашского женского костюма.

Из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

Детали чувашского женского костюма. Конец XIX - начало XX вв., Кузнецкий уезд Саратовской губернии (ныне Неверкинский район Пензенской области).

Пенза

Праздничные мордовские костюмы.

Из фондов Пензенского государственногокраеведческого музея

Фото А. Нугаева.

Праздничный костюм женщины-мокшанки (конец XIX в., Наровчатский уезд Пензенской губернии) и праздничный костюм девушки-эрзянки (конец XIX- начало XX вв., Саранский уезд Пензенской губернии).

 

Пермь

Тюркский женский костюм и тюбетейка.

Из фондов Пермского краеведческого музея

В середине ХХ века в Бардымском районе складывается самобытный кустарный промысел по производству тюбетеек. Бардымская тюбетейка имеет свои устойчивые каноны. Изготавливается из черной ворсовой ткани - плиса, бархата или плюша. По форме представляет высокий сферический верх из четырех клиньев на невысоком цилиндрическом околыше. В качестве декора применяли вышивку: на ранних этапах - цветными нитями, позднее – бисером. Самым популярным мотивом стал яфрак (лист) или трилистник. Мастерицы использовали от двух до десятка цветов.

Самара

Коллекция русской народной одежды XIX-XX в.

Из фондов Музея им. П.В. Алабина

Девичий костюмный комплекс состоит из ситцевой рубахи, ситцевого сарафана с ярким рисунком, украшенного кружевными лентами, тканого пояса и платка Барановской мануфактуры. Ткань для сарафана и платка окрашена машинным способом с использованием ализариновых красителей и техники травления. Дополняет ансамбль пара кожаных ботинок.

Женский праздничный костюм характеризуется обилием красного цвета. Основу костюма составляют рубаха и сарафан, сшитые из пестряди. Пестрядью называется грубая льняная ткань, обычно домотканая. На голове – два платка, нижний – белый, а верхний – яркий, с узорами. Как и на девичьем костюме, это тоже платок Барановской мануфактуры. Еще одним элементом костюма является тканый фартук красного цвета, декорированный по нижнему краю. Шерстяной тканый пояс украшен декоративными кистями. Дополняют костюм бусы-янтари.

Саранск

Коллекция мордовского костюма

Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Музей Эрьзи представляет коллекцию мордовского костюма в новой актуальной интерпретации. Теперь можно ознакомиться с национальным костюмом в виртуальном пространстве, используя веб-ресурс «От древних артефактов до современности». 
Контент доступен пользователям мобильных устройств. Также вся информация размещена в музейных сенсорных киосках.

Саранск

Мордовский костюм

 Из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Мордовский костюм в новой актуальной интерпретации

Саранск

Эрзянский костюм.

Из собрания Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина

 

Для эрзянского костюмного комплекса характерен богато вышитый «панар». Эрзянская вышивка – плотная, с преобладанием красного цвета, расположена широкими вертикальными полосами по всей длине панара, рукавам, подолу.

Передник «икельгапаця» сплошь покрыт вышивкой в технике «эрзянская звездочка», боковые стороны украшены шерстяными кисточками.

Головной убор – «сорока», так же покрыт вышивкой и обильно украшен медными блестками.

Типичное для эрзи набедренное украшение «пулокаркс» было обязательным для женщин, начиная с 12 -13- летнего возраста.

 Саранск

Костюм шокши.

Из собрания Мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина

 

Особенности костюма шокши – эрзи, проживающей в окружении мордвы мокши, в крое и способе ношения рубахи «панар». Если крой рубахи типично эрзянский, то манера носить ее до колена с большим напуском на талии заимствована у мокшан. Вышивка шерстью вытеснена заменена шерстяной тесьмой, блестками, золотой нитью.

На спине в области лопаток нашиты квадраты «калапаця» из малинового шелка, расшитые блестками. Головной убор – «перьхтим», носили просватанные девушки год до свадьбы.

В украшениях преобладают раковины каури, «елочные бусы», медные пуговицы и бубенцы.

Тольятти

Предметы национального костюма калмыков.

Из собрания Тольяттинского краеведческого музея 

Предметы национального костюма калмыковв музее появились в результате экспедиций научных сотрудников в Калмыкию. В музее хранятся костюмы, изготовленные в 50-60-е гг. ХХ века по традициям.

Платье мужское «бишмюд», манишка из красного бархата, шаровары.

Поверх рубахи калмыки носили бишмюд, бытовавший с XVIII в. Его изготавливали из материалов темного цвета, преимущественно из шерсти. Этот вид одежды был приталенным, у пояса делали множество сборок. Бишмюд был распашным, имел спереди прямой, до середины груди разрез, а затем шел треугольный вырез ворота, левая пола слегка заходила направо. Бишмюд по длине спускался ниже колен.

Шапка мужская «хаджгла», сукно, мерлушка.

Мерлушка- это шкурки ягнят от пород грубошерстных овец в возрасте от 14-до 30 дней. Бывает северная и степная.

Тольятти

Костюмы калмыцкого народа.

Из фондов Тольяттинского краеведческого музея

Есть в истории города любопытный факт: первыми его жителями были калмыки. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту калмыцкой княгине Анне Тайшиной о строительстве крепости у реки Кунья Воложка. Крепость названа Ставрополем, что означает «город Креста».

Тольятти

Костюмы калмыцкого народа.

Из фондов Тольяттинского краеведческого музея

Шапка женская – «халмаг». Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины – халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка.

Терлиг (платье) 30-х гг. ХХ в. Орнамент вышивки – стилизованное изображение солнца с радужным ореолом (символизирует суточный и годичный солнечный цикл). Терлиг – праздничная женская одежда. Терлиг передавали по наследству дочерям и даже внучкам.

Цегдык (сарафан) – распашное платье без рукавов.

Чехлы для кос «Шиверлык». Чехлы черного цвета, в виде длинных узких мешочков из шелка черного цвета. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой — сила ее мужа.

«Токуги» - на конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), по форме напоминавшие стрелы, призванные отгонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам.

 Ульяновск

Чувашский женский костюм Симбирской губернии первой половины ХХ в.

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея

Основу женского костюма составляла рубаха – кепе. В Буинском и Симбирском уездах с конца XIX в. она шилась из клетчатой домотканой ткани красного и синего цвета. Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, который украшался вышивкой. На талии рубаху перехватывало поясное украшение сара- небольшой по размеру кусок ткани, украшенный вышивкой и кистями.

Ульяновск

Мордовский женский костюм Симбирской губернии.

Из фондов Ульяновского областного краеведческого музея

Основу мордовского женского костюма составляет рубаха - панар. Рубаха-панар шилась из грубой домотканой конопляной материи и сверху покрывалась вышивкой коврового застила толстой шерстяной нитью. На груди рубахи вышивался орнамент - эрзянская звездочка. Рубаха подпоясывалась поясом (пулаем), или передником. Поверх панара надевалась распашная накидка – руця.

Ульяновск

Портрет чувашской невесты, середина XX века. Холст, масло.

Из собрания Ульяновского областного художественного музея

Автор – Овчинников Николай Васильевич (1918-2004). Народный художник РСФСР, народный художник Чувашской АССР

Уфа

Русский повседневный сарафан начала 20 века

Из фондов Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова

В экспозиции музея представлен русский повседневный сарафан Уфимской губернии начала 20 века.Сарафан сшит из пестрядинной домоткани красного цвета в крупную клетку. Он широкого кроя, состоит из трех продольных полос, собранных сверху на резинку. Лямки пришиты к верхнему краю грубой наметкой, черными нитками.

Яльчики

Татарский мужской костюм.

Из собрания Яльчикского народного музея

Главной составной частью мужского наряда является удлинённая просторная рубашка. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Тюбетейка - мужской головной убор. При их изготовлении применяли большое количество орнаментов и украшений и богатых тканей.

Яльчики

Костюмы низовых чувашей.

Из фондов Яльчикского народного музея

Женские платья низовых чувашей имели два ряда оборок( икаркăллăкĕпе), оборки шились из фабричного сатина или ситца.

Мужские рубашки у чувашей длинные и широкие, прямо до колен. Они выкраивались туникообразно, а грудной разрез был сбоку - справа или слева. Так же украшены были концы рукавов и подол. Белизна мужских рубашек была традиционной и обязательной для всех, поскольку предназначалась и для языческих культовых отправлений. Рубахи носили под пояс.

^